31.12.2012 13:47
    Поделиться

    С 1 января топливо класса Евро-2 окажется под запретом

    С 1 января в России вступит в силу запрет на топливо низкого экологического класса Евро-2. Использовать Евро-3 можно еще, как минимум, два года. Табу на Евро-4 вводится еще позже: с 1 января 2016 года.

    Сроки перехода на топливо высоких экологических стандартов в нашей стране неоднократно переносились. Но теперь решение, по крайней мере, в отношении запрета топлива Евро-2, принято окончательно. В конце декабря министр энергетики Александр Новак сообщил, что представители нефтяных компаний подтвердили полную готовность выпускать топливо класса три и выше с 1 января. В 2012 году они запустили 15 установок вторичной переработки нефти. Так что дефицита топлива на внутреннем рынке быть не должно. "С переходом на более высокие экологические классы топлив российский рынок будет обеспечен бензинами, в которых содержание серы в три раза меньше", - отметил министр. - Это будет способствовать улучшению экологии в российских городах".

    Собкоры "РГ" проверили готовность регионов не допустить дефицита топлива после того, как Евро-2 окончательно сойдет с дистанции.

    Анна Шевнина, Санкт-Петербург:

    В Питере нефтяные компании и представители власти не ожидают каких-либо проблем на рынке бензина в связи с переходом на новый топливный стандарт. Нет оснований говорить о предпосылках возникновения дефицита или о предстоящем повышении цен, рассказала "РГ" начальник отдела экономической концентрации, финансовых рынков и торговли петербургского регионального отделения УФАС Алла Петрова.

    "Такая ситуация, когда говорят о возможной нестабильности на рынке топлива, возникает уже не в первый раз, - пояснила она. - И я думаю, вертикально интегрированные нефтяные компании должным образом спрогнозировали свои действия в подобных случаях. Тем более, о возможных последствиях перехода на Евро-3 говорится уже давно, так что к этому можно было подготовиться. Что касается нашего ведомства, то никаких данных о возможном дефиците топлива к нам с не поступало, признаков изменения положения нет. Однако если теоретически допустить, что это все же вдруг произойдет, с нашей стороны регулированию ситуация не поддается, если только не пойдет речь о доминировании определенных компаний, на которое мы сможем повлиять".

    Сами компании считают, что переход на Евро-3 пройдет спокойно. "Наша сеть АЗС готова к переходу с 2013 года на реализацию топлив, соответствующих европейскому стандарту Евро-3 и выше, как того требует Технический регламент РФ, - пояснили "РГ" представители одной из крупнейших нефтяных компаний страны.

    Ксения Бурменко, Волгоград:

    Здесь дефицита топлива тоже не прогнозируют. Большинство крупных нефтяных компаний в Волгоградской области уже давно перешли на производство бензина более высокого качества - Евро-3, 4, 5, сообщил начальник отдела топливного обеспечения министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области Вячеслав Дьяков. "Мы рекомендуем, - добавил он, - заправляться у проверенных поставщиков бензинового топлива, в крупных компаниях, где есть собственные мощности по производству бензина и кто гарантирует качество реализуемого автомобильного топлива.

    Ирина Поволоцкая, Ростов: В министерстве промышленности и энергетики Ростовской области говорят, что со всеми крупными операторами топливного рынка заключены соглашения, по которым они должны информировать власть, если их запасы приближаются к критическим, то есть топлива осталось максимум на три дня. Судя по молчанию операторов, дефицита топлива Евро-3 на Дону не будет.

    Светлана Сибина, Омская область:

    В регионе расположен крупнейший в стране нефтезавод, где уже проведена соответствующая модернизация. - Он является основным поставщиком автомобильного топлива на региональный рынок, - сообщила "РГ" заместитель начальника Управления энергетики, нефтехимической промышленности и мобилизационной подготовки Омской области Елена Кардакова. - В мае здесь введена в эксплуатацию установка гидроочистки бензинов, что позволило предприятию значительно увеличить производство топлива, соответствующего 4 и 5 классам технического регламента. А в октябре заработала еще одна установка, мощностью три миллиона тонн в год, которая специально предназначена для производства дизельного топлива европейского стандарта Евро-5. В планах предприятия, начиная с 2013 года, полностью перейти на производство бензина и топлива 4- 5-го классов чистоты.

    Анна Скрипка, Белгород:

    Продажа нового экологичного топлива Евро-3 на белгородских заправочных станциях началась давно, наряду с бензином другого качества. Готовятся к продажам топлива Евро-4. Это произойдет после реконструкции нефтеперерабатывающего завода, однако точные сроки пока не называют.

    Элина Труханова, Ярославль:

    По словам первого заместителя губернатора - председателя правительства Ярославской области Александра Князькова, область снабжается топливом нефтеперерабатывающего завода, который с 1 июля 2012 года практически первым в стране перешло на выпуск всего автомобильного бензина и дизельного топлива уровня Евро-5.

    - Таким образом, ярославцы опередили события на несколько лет, поскольку переход на топливо более высокого экологического класса в России предполагается осуществить только в 2016 году, - говорит Александр Князьков. - Поэтому в регионе нет проблем с Евро-3. Новый вид топлива - это высококлассная продукция, которая отвечает всем требованиям технического регламента, запрещающего с 1 января 2013 года использование Евро-2.

    Дефицит топлива, по мнению Александра Князькова, может возникать в объеме плановых простоев нефтеперерабатывающих заводов при ежегодных капитальных ремонтах. Поэтому министерство регулирует и эти процессы, чтобы предприятия не могли остановиться разом, а проводили ремонты по согласованному графику. Таким образом, считает Александр Князьков, дефицита топлива в регионе не предвидится, хотя не исключено, что могут возникать какие-то экстраординарные ситуации техногенного характера. Например, как случилось из-за аварии на заводе в Московской области, когда пришлось оперативно перебрасывать топливо из других регионов, чтобы закрыть потребность рынка и не допустить простоя транспорта.

    - После того как министерство стало более четко регулировать все эти отношения, ситуация нормализовалась, - продолжает председатель ярославского правительства. - Обычно в зимнее время предприятия работают без остановок, а к ремонтам приступают с марта и проводят их до наступления морозов. Единственный момент, который может возникать, - когда из-за сильного похолодания транспорту требуется большое количество специального дизельного топлива. Но мы прошли недавний морозный период спокойно, дефицита на заправочных станциях нет. Хотя, конечно, напряженность была.

    Светлана Цыганкова, Вологодская область:

    Основные операторы розничного рынка нефтепродуктов Вологодской области уже несколько лет реализуют на своих автозаправочных станциях продукцию стандарта Евро-4 и Евро-5. Как прокомментировал "Российской газете" начальник департамента топливно-энергетического комплекса Вологодской области Николай Потапов, с июля 2012 года на всех АЗС одной из самых популярных компаний реализуется исключительно топливо стандарта Евро-5. Поставка бензина и дизельного топлива на территорию области осуществляется в плановом режиме.

    Денис Кузнецов, Тверская область:

    Переход на топливо экологического класса Евро-3 в Тверской области пройдет спокойно и без эксцессов - таково солидарное мнение чиновников, трейдеров и контрольных структур региона. Местный рынок ведет себя спокойно, дефицита топлива не наблюдается, самочувствие рынка удовлетворительное, заверили корреспондента "РГ" в региональном правительстве. Действительно: в настоящее время в регионе отсутствуют признаки того, что участники рынка встревожены меняющимися в новогоднюю ночь правилами игры: нет очередей к бензоколонкам и ажиотажного спроса, потребители не делают запасы "впрок", тишина и покой царят на информационном рынке.

    - Мы не продаем топливо класса Евро-2 уже более полугода, и оптовые поставщики не принуждают нас покупать его для розничной продажи, - сообщил "РГ" гендиректор компании - одного из крупнейших игроков на тверском топливном рынке Александр Клиновский. - Более того, на наших заправках 92-й и 95-й бензин уже являются топливом класса Euro-5. Во второй половине 2013 года мы планируем отказаться от Евро-3 и полностью перейти на торговлю топливом экологического класса Евро-4. Александр Клиновский также отметил, что дефицита автотоплива в регионе не будет. В резервуарах нефтебаз, принадлежащих компании, в настоящий момент имеется двухмесячный его запас.

    Информацию о спокойствии на тверском топливном рынке "РГ" подтвердили и в региональной инспекции Росстандарта. По ее данным, на проверенных в 2012 году заправочных комплексах и нефтебазах бензин Евро-2 практически отсутствовал, при этом минимальный стандарт торгуемого топлива соответствовал классу Евро-3.

    Наталья Саванкова, Пенза:

    В области переход на Евро-2 уже состоялся. Как заверил зампред регионального правительства Дмитрий Семенов, с 1 января никаких проблем не возникнет, так как запасы топлива в регионе имеются, и переход на стандарт Евро-2 состоялся заблаговременно. Эксперты в своюочередь предупреждают, что проблемы могут возникнуть при переходе на Евро-4. Поэтому уже с нового года власти на местах будут готовиться к ожидаемому в 2015 году решению. Правда, конкретные мероприятия пока не намечены.

    Денис Кудряшов, Самара:

    В регионе, как сообщил "РГ" министр промышленности и технологий Самарской области Сергей Безруков, все крупные АЗС работают только с бензином Евро-3 и частично Евро-4. На нефтеперерабатывающих заводах, расположенных в Самарской области, также налажено производство топлива Евро-3. Прекращение выпуска бензина "Евро 2", по словам министра, также не скажется на объемах производства и поставках НПЗ. "На крупные сетевые АЗС уже не первый год организованы поставки топлива стандарта Евро-3, по крайней мере, в те заправочные комплексы, которые обеспечиваются бензином напрямую от своих нефтекомпаний, - пояснил министр. - Что же касается "мелких" игроков, то у них топливо может быть каким угодно и можно только предполагать, откуда к ним поступает бензин ненадлежащего качества и стандарта.

    Виктория Чернышева, Ульяновск:

    В Ульяновской области о грядущем возможном дефиците бензина не говорят. В компании, имеющей самую разветвленную в регионе сеть автозаправок, пояснили, что АЗС на бензин Евро-3 уже перешли, так что ни о каком дефиците топлива речи идти не может. В региональном правительстве эту проблему не поднимали ни на аппаратных совещаниях у губернатора, ни на заседаниях правительства.

    Андрей Куликов, Саратов:

    На крупнейшем в регионе нефтеперерабатывающем заводе проведена реконструкция и модернизация, в итоге все виды выпускаемого здесь топлива, включая дизельное, относятся к классам Евро-4, Евро-5. Именно это топливо реализуется через сеть заправок этой компании. Аналогичная ситуация на второй по величине сети автозаправок. Еще одна группа автозаправочных компаний получает топливо из Башкирии, оно также соответствует 4-5 классу Евро. Другие небольшие компании закупают топливо на местном рынке. "Переход на стандарты Евро-3 на саратовских потребителях не отразится, - заверил министр промышленности и энергетики Сергей Лисовский.

    Ирина Дробышева, Приморский край:

    Корреспонденту "РГ" не удалось получить официальный ответ. В пресс-службе администрации Приморского края уклончиво отвечали: все эти вопросы надо адресовать владельцам АЗС. Те рапортовали, что готовы к выполнению техрегламента и смогут обеспечить регион необходимым количеством топлива. На территории Приморья нет нефтеперерабатывающих заводов, основные поставки нефтепродукты осуществляются преимущественно из Хабаровского края, Иркутской области, частично из Красноярского края и Омской области.

    А в это время

    Опрошенные "РГ" эксперты отметили: если потребителя и волнует сейчас "бензиновая" тема, то больше всего в контексте повышения с 1 января акцизов на бензин Евро-3, а с 1 июля - на Евро-4. В некоторых регионах автовладельцы, озабоченные тем, что заправка железного коня обойдется теперь дороже, узнав, что Евро-3 все-таки вводится (после нескольких лет отсрочки), решили запастись топливом класса Евро-2, чтобы еще некоторое время на нем поездить

    Поделиться